středa 29. března 2017

Как уходит дружба, когда ты едешь в другую страну

Об этом не хотят говорить иммигранты – только украдкой, между собой. Причина проста: их не поймут. А люди боятся поднимать темы, когда заведомо знают, что останутся непонятыми. Я же хочу приоткрыть занавес над серьезной темой: существует ли дружба в разной культурной среде. Если вам нужен ответ в одно слово – нет, а вот если вы хотите знать подробности через призму моих мыслей – почти нет. Читайте дальше.

Сначала я думала, что я и все мои русскоязычные друзья в Чехии теряют друзей с родины потому, что разница в менталитете нашей родины и новой родины слишком велика, но потом я стала знакомиться с иностранцами со всего мира и они все переживают одно и то же. Те, кто не переживает это, не интегрирован в новой стране или живет в ней "одной ногой".

Отвалились

Когда я затеяла иммиграцию, у меня было 8 очень близких подруг. С каждой из них у меня длительные и серьезные отношения, много общего, как мне казалось, и дружба на всю жизнь. После моего объявления о том, что я еду жить в Чехию, две из них сразу отвалились. Еще 2 около двух лет играли в дружбу на расстоянии. Я строчила им письма на 20 листов с кучей фотографий, они присылали смс: получила письмо, спасибо. Точка.

В течении 5 лет отвалилась еще одна, а затем я прекратила отношения с самой давней из них – подругой детства – она очень плохо отзывалась о Европе, при чем каждый раз, каждый день. Я училась уважать ее мнение, но когда мне стало известно, что она делает европейскую долгосрочную визу, меня чуть не вырвало и, пронаблюдав еще недолго ситуацию, я сама прекратила одни из самых важных отношений в моей жизни на тот момент. Иногда нужно рубить с плеча. Мы не общаемся 3 года, и мне стало легче. С переездом это общение стало меня тяготить. Она была одной из очень немногих людей, которым я бы помогала переехать из последних сил, если бы она только сказала, но она поливала мою страну грязью, а сама за спиной у меня делала себе Вид на жительство. Мои ближайшие подруги здесь имеют точно такие же истории в кармане. 

Причина

Многие мне твердили, что иммигрантов окружает зависть с родины. Я не хотела в это верить.Чему завидовать? Первые мои годы жизни в Чехии я сама была должна завидовать даже мухе-отдодневке, так тяжело мне было...
Новички-иммигранты, сразу смиритесь – вокруг вас станет полно зависти, даже если вы моете унитазы. Потому что ваши "друзья" с родины не видят, как вы их моете и рисуют себе в голове совершенно другие картины. 

Вскоре от седьмой подруги я получила смс "Вот ты сидишь в своей Европе, а тут из-за таких как ты в Украине люди гибнут". Можно ли назвать подругой того, кто тебе такое пишет, причем это было в 5 утра ни с того ни с сего для меня. Человек насмотрелся новостей и решил вылить помои на того, кто у него был на "вражеской территории". Я написала, что от момента начала военных действий в Украине, я регулярно перевожу деньги в чешские благотворительные фонды, которые оказывают помощь Украине. Чехия была одной из первых стран, которая помогала людям в то время. А что сделала ты, кроме как смотрела телек? В общем, она присылала мне еще что-то, я не стала читать и более никогда ей не писала. Мы дружили 10 лет к тому моменту. Теперь у меня осталась одна подруга с родины. Это просто моя некровная сестра, которая всегда была настолько тактичной, способной дать поддержку и опору, оказать понимание...Таких людей в мире крайне мало. 

Наверняка, у девочек совсем другая версия ситуации, но я имею право излагать свою. Когда все вокруг мне говорили – они тебе позавидовали, я не верила и не хотела верить. Мне понадобилось стать совсем взрослой и все проанализировать, чтобы понять, что они завидовали самой змеиной и вонючей завистью.

Прорыв

Я раньше думала, что только меня постигла такая ситуация, но, как оказалось, это история всех моих русскоязычных подруг в Чехии. Никто из них не верит больше в эту разнокультурную дружбу. Да, жизнь, приоритеты, стиль жизнь, убеждения – все такое разное. Мы живем на разных планетах. Но самое главное не это, а то, что они знали нас до "заграницы". За годы жизни в Чехии я нашла с десяток очень крутых русскоязычных приятельниц, которые не знали меня до Чехии и у нас нет проблем. Проблемы ко мне были, есть и будут лишь у тех, кто считает, что я "вырвалась". Я вырвалась, только не на том уровне, который они представляют. Они считают, что живя за границей, ты богаче, а оттого и их отношение таково. Они полагают, что ты лишен проблем. Что тебя здесь носят на руках. И вообще их бесит, что ты что-то сделал для себя. 

Западные

Я разговаривала с девочкой из Австралии и она поделилась тем, как ее друзья реагировали на то, что она пару лет прожила в России и несколько – в Чехии. Они ее совсем не поняли, насмехались и держали за второсортную. Похожие вещи рассказывал мне итальянец, который жил во Франции и Чехии. Его "друзья" итальянцы тоже не понимают, им не интересно слушать про опыт жизни в других странах. Помню одна "подруга" мне как-то сказала: "Ты говоришь только о Чехии". Блин, чувиха, весь мой мир перевернулся на 360 градусов, меня распирало первое время, я хотела поделиться со своей подругой, которую не видела 3 года. Я рот не успела открыть, а ей уже было в тягость слушать. Зачем ты дружишь, если тебе неинтересна моя жизнь? Почему я тебе никогда не сказала, что ты говоришь лишь о своих мужиках...Потому что я понимала, что у тебя не устроена личная жизнь и для тебя эта тема актуальна и важна. Так неужели тебе не понятно, что содрогнулись все основы моей жизни, меня распирает от культурного переворота!

Но в случае западных иностранцев им не завидуют, над ними скорее смеются либо приписывают им то, что они лузеры, потому что не смогли пристроится в своей стране, не понимая, что людей тянет познать мир либо им не близка их "родная" культура. В случае русскоязычных иммигрантов... нам завидуют и часто. У меня есть знакомые, которые по полтора года сидели в лагерях беженцев, а им все равно завидовали:) А есть знакомые-инвалиды, которых пригласили в Европу на лечение...и им все равно завидуют.Часто зависть проявлялась в попытках смешать мою жизнь с плинтусом. Прощупывание моего кошелька... и когда узнавали, что я живу в арендованной квартире (до покупки), демонстрировали кривое лицо, а порой и слова: а стоило ли уезжать...

А тебе какое дело – стоило или нет. Ты ничего не знаешь обо мне, не знаешь моих мыслей. Я бы до сих не купила квартиру – ее нет в моих приоритетах, просто ситуация на рынке сложилась так, что аренда относительно покупки вдруг в Чехии стали слишком дорогие. И даже если бы я жила под мостом, это все равно того стоило, потому что моя жизнь обогатилась невероятным опытом. И для меня нет ничего важнее, чем развитие моей личности. Как подруга может такое сказать, зная, что у меня в жизни было лишь две мечты – жить в любимой стране и быть писательницей.

Почему

Почему я решила об этом написать? У меня никогда не болела эта тема. Потому что для меня мое личное счастье стояло намного выше тех, кто выдавал себя за моих друзей. Мне было плевать на зависть, на осуждение. Теперь у меня совсем не осталось окружения из этой оперы. Но я вижу, что переживают мои друзья. Как гнобят их, когда они радостные приезжают "домой" встретиться с друзьями. Как разочаровываются они и как больше не хотят ехать. И мне за них больно. Все до единого среди моих знакомых, из тех, кто живет в Чехии регулярно, а не по пол года там-там, просто не могут находится на родине. Зависть, оскорбление всех и вся. Несколько десятков моих подписчиков меня уже приглашали к себе в разные города СНГ с целью познакомиться и показать город. Если бы у меня были деньги, я бы с радостью приехала. Мне очень интересно посмотреть новые города, новых людей, в которых нет столько негативных эмоций. В один из приездов в Минск, мне негде было остановиться, потому как наша квартира там сдана арендаторам (чего б ей пустовать). Меня позвали жить к себе лишь 2 друга;) Но я очень осторожный человек в плане обременения кого-то и я отказалась и нашла другой вариант. Ловите разницу – незнакомые люди в интернете зовут меня к себе пожить, а "друзья", с тем, что я приезжаю раз в 100 лет:) - нет. При этом, когда они едут в Прагу и даже их родственники или коллеги, они первым делом пробивают, нельзя ли пожить у меня. До недавнего времени я жила в квартире-студии, где все место занимала моя с мужем кровать.

Когда ты становишься иммигрантом, переворачивается весь твой мир. Совершенно неважно, уехал ты в бедную, богатую, более бедную, чем твоя, или более богатую страну. Важно то, что ты переживаешь неведомый твоему окружению опыт – твоя жизнь меняется навсегда. Тебя захлестывает водоворот новых культур, новых людей, их опыта. Ты познаешь много горя, разочарований и страданий. Ты в миг становишься взрослым. Ты познаешь много счастья, открытий и эмоций, которые никогда раньше не иптывал. Это все очень меняет. Ты живешь в новой языковой среде. Тебе приходится превозмогать себя, многому учиться, жить сразу на двух языках, в двух культурах. Это не может не отложить отпечаток на человеческой личности.

Все до единой мои подруги-иммигрантки, как и я, признаемся друг другу, что для нас на родине в ходу были слова "америкосы", "пидорасы", "хачики" и прочая дрянь. Но после иммиграции в нашей жизни более нет этих слов. Мы делали это, потокая толпе и нам это претило. Мы уехали туда, где люди так не смотрят друг на друга, а оттого наш мир начинает меняется. Все начинается с банальных слов, но на практике в твоем создании происходит самая настоящая революция – ты свободен, счастлив, больше нет нужды самоутверждаться, унижая других. Проходят годы, твои бывшие друзья все еще говорят "америкос", не зная ни одного американца, а ты уже подружился с десятком из них, понял, какой мир огромный и как интересно его познавать. Ну, о чем говорить нам с ними? Не о чем. Конечно, не все люди такие. Далеко не все. Но они такие, как были мы. Наше окружение – наша копия. Мы так рассуждали...и они. Теперь мы увидели мир, вырвались из консервной банки и рассуждаем иначе, а они... нет.

Я переживала это на своем опыте. Для меня знакомые с родины - это набор ненависти ко всему миру. Что ни слово: и тот не такой, и так не то, и Америка враг и Европа враг и на нас все гонят. Боже мой, да никто о вас никогда тут не говорит. Это вы себе строите врагов. В Чехии слово "Россия" звучит раз в год, так, между делом. Им не интересны наши русскоязычные страны, они не говорят о нас, не думают о нас, а Западная Европа – и падавно. Они знают только, что у нас холодно и тяжелая политическая ситуация, даже не понимая, что это реально значит. Я читаю чешские новости каждый день. О России пишут раз в год, о Белоруссии – раз в четыре года во время выборов. Открыв канал на youtube, я была просто шокирована тем, как много чрезвычайно развитых и прекрасных людей живет в русскоязычных странах, потому, что я на тот моемент уже перестала в это верить. Я, скорее, постоянно удивлялась, почему иммигранты из русских стран такие душевные и отзывчивые, а те кто живет на родине, всегда такие ненавидящие и ограничеснны во взглядах. Канал и люди на нем во многом сделали переворот в моем сердце и я с ужасом поняла, на каких людей я тратила время до переезда в Прагу. Такие мысли, такие умы, такая открытость. Сведи их с моими бысшими "друзьями", они просто подерутся. Когда ты сидишь за столом, все знают, что ты живет в Чехии и любишь ее, и отпускаются низменные шутки про Европу. В Чехии самое последнее пьяное быдло не разговаривает на таких тонах и таким словами, на родине, за одним столом с тобой - те, кто считает себя развитым и эрудированным. Люди спокойно, между делом, желают смерти "хачикам" и все сидят и смеются. В Чехии за такое просто посадят. Безобразие. И все вокруг им всегда находят оправдание. Ненавидеть модно и круто, без нее, ненависти, не выжить. 

Мораль сей стори такова, что пережив такое потрясение, ты уже не можешь оставаться прежним. И прежние основы больше для тебя не работают. Тебе нужно новое окружение, не важно, из какой страны – просто новое. Сейчас моими друзьями я называю тех, кто был недосягаем для меня еще 10 лет назад. Они смотрели на меня, как на недалекое быдло. Хотя я не была быдлом, но я была потерянной. Спасибо новым широтам за то, что перевернули мое сознание! 

Žádné komentáře: