pátek 18. listopadu 2016

Как я искала работу 8 лет назад. Русские рабы в Чехии


2006-2010 года были для иностранцев в Чехии, пожалуй, самыми бесстыжими. Нас, иностранцев, была тьма тьмущая. Работы уже просто не было ввиду невероятной сложности трудоустройства иностранца с бюрократической точки зрения.Чехи были бы рады брать на работу, но закон им не позволял это делать. 

Я даже не помню точных обстоятельств, при которых я бросилась искать работу. Это было где-то между больницей и тем, когда я начала писать. Я звонила по всем объявлением, где готовы были брать иностранцев, если при этом речь не шла об уборке, холоде и продаже всякого барахла. Денег на тот момент не было критически, мы утопали в долгах, работали за копейки, еле хватало на еду.

Наконец я нашла объявление, которое гласило, что на работу в центре Праги требуется консультант. Я сразу спросила, не сетевой ли это маркетинг, мне ответили - нет. Я спросила, не Фаберлик ли это, Мери Кей либо Орифлейм. Милый женский голос мне сказал - нет. 

Я пришла в красивую студию со стильным ремонтом. Нас было человек 5-6 в ожидании собеседования. Все мои конкурентки было одеты лучше меня голов на 20. Я была больше похожа на чмушку. Мне просто нечего было одеть, я донашивала обноски, привезенные их Минска, которые глобально вышли из моды и потеряли вид.

Директор беседовала с каждой из нас по очереди. Пока одна из девочек была с ней в соседнем кабинете, я увидела баночки Мeри Кей по всей студии. Когда директор вышла, я сказала, что не заинтересована в этой косметике, как и сказала по телефону, и ухожу. Продавать эти марки в Чехии - бесперспективно. Их покупают только русскоязычные и чешские бабульки, не готовые потратить более 60 крон. Это очень сложная для продаж публика. Она ответила: "Это нестандартная схема, вам понравится", и пригласила меня войти на собеседование. Я вошла, она задала мне миллион вопросов о моих целях, планах и стремлениях. Я ей честно сказала, что ситуация у меня отчаянная, что мы с мужем сидим без денег и мне очень нужна стабильная денежная работа. Она сказала: а я вам и готова предложить такую. Мне нужна вы! Эти все девочки из богатых семей, они не хотят работать, а хотят подзаработать на колготки и сигареты. Мне нужен целеустремленный человек.

Далее около минут сорока она мне объясняла, как устроен процесс работы. В студии работает множество консультантов в "постоянном штате". Мне предлагалось быть одной из бегунков. Сидеть на интернете, вылавливать клиентов, заманивать их в студию, делать им массаж лица и втюхивать как можно больше косметики. Она была готова платить 15, что ли, процентов от проданной косметики. Уверяла, что клиентки просто гребут товар килограммами. А то! Один крем стоил 200 крон. Т.е. ты час массируешь лицо клиентки (не умея), продал ты его и заработал 30 крон. Офигеть просто. При этом покатил пол дня, чтобы заманить этого клиента в студию. Для Праги это деньги, за которые ты просто не выживешь здесь. Но даже это не самое главное. За то, что клиент будет в ее студии целый час, я должна ей платить 200 крон! Итого, продав крем, у меня будет минус 170. Глаза у меня были все больше, я улыбнулась и сказала, что я честно объяснила, что мне нужны деньги, я не могу себе позволить работать бесплатно на данном этапе жизни. Она сказала, что с ней сотрудничают десятки девочек и все зарабатывают.

Я попыталась вникнуть. И говорю, ну ок, т.е. если клиенты бесперебойно будут ходить сюда и я буду им продавать на тысячи крон, то я буду зарабатывать хоть что-то, но тут я узнала еще одно условие: студию можно занимать только на 4 часа в неделю. Остальное время принадлежит другим. Я говорю, "так а как продавать!". Она спокойно: у тебя будет своя клиентелла, у них дома. Сюда они проходят узнать тебя, чтобы не торговать на улице, я создала эту студию, чтобы они видели, что у нас есть уровень, есть красивая студия. 

Я хотела просто бежать оттуда. Человек ей говорит, что мне нечего есть, а она мне втюхивают такую схему. Наконец я из любопытства спросила, не нужно ли мне разрешение, чтобы работать фактически косметологом и трогать лица других людей. она: нуууууууу, ты должна еле дотрагиваться, потому как без диплома косметолога ты не можешь трогать кожу клиенток, ты ни в коем случае не должна себя называть косметологом, всегда только консультантом по косметике. Со словами "я подумаю" и мыслями "да ни за что", я покидала студию. Она сказала: ты мне очень понравилась, я так обычно не делаю, сразу не говорю, но я выбрала тебя. Вот спасибо! Можешь прямо завтра приносить 2000 евро, это стартовый капитал для покупки кейса с косметикой, необходимой для работы. И имей ввиду, что я даю тебе скидку почти 1000, как для сотрудника, хотя ты еще даже не сотрудник.

Она звонила мне еще раз 5 и постоянно переспрашивала, почему я не иду работать. Я ей говорила, что нашла другое. Она уговаривала, я не выдержала и сказала: я сейчас отдала последние 50 крон на еду, завтра мне не на что будет есть, а вы просите 2000 евро. Только поэтому мне не о чем разговаривать. Все остальное - это уже мелочи. И я вам это сказала сразу!

Девушка эта была чрезвычайно приятной, никакой шарлатанской там не пахло. Очевидно, она разработала эту систему в отчаянии, что за границей очень сложно на первых порах искать работу. Оттого многие русскоязычные избирают схему понятную им - продавать что-то, что было популярно на родине. Эти бизнесы всегда прогорали. Всегда! Через полгода я шла мимо ее студии и не увидела вывески, спросила на рецепции, ответили, то студия давно обанкротилась и хозяйка ушла их этой сферы.

С тех пор мне предлагали миллионы таких работ, даже когда я их не искала. Убеждали меня, что я должна бесплатно развивать годами бизнес, очередное что-то, что популярно в СНГ, но никому не интересно в Европе, обещали золотые горы и даже записать меня во владельцы, просто платить мне не могут, но когда бизнес попрет, то сразу буду получать миллионы. Люди приходят строить русский бизнес в европейском менталитете, это никогда не сработает. Очень бы хотела посоветовать всем начинающим иммигрантам не покупаться на все эти трюки. Я знаю десятки людей, которые не смогли найти хорошую работу у чехов (это правда очень тяжело первое время) и проворачивают на русскоязычных, которые находятся в еще более худших ситуациях, свои трюки с использованием бесплатного труда, чтобы за их счет вылезти самим. 

Она пытала меня о моих мечтах и планах:)) Чтобы с меня вязать 2000 евро и еще 800 крон каждую неделю за использование студии. Чехи бы за такое сразу пошли в суд. Я сама была свидетелем подобных ситуаций, и чехи с таким не церемонятся вообще. У них совсем другой менталитет. Они бы сразу записали такого человека в шарлатаны и требовали бы компенсацию своего времени. Меня так не расспрашивали, когда я приходила к чехам на реальную зарплату на собеседование. Она спрашивала желаемую оплату (зачем, если она не способна мне ее дать, там не было даже двух евро ставки), о моих мечтах (зачем тебе мои мечты, чтобы продавать неизвестную в Чехии Мери Кей), о желаемом графике работы (зачем, если я должна работать дома, а студия для меня свободна лишь 4 часа в неделю за мои же деньги) и уверяла, что ищет целеустремленного человека (для чего, чтобы мазать бесплатно теток, продавая ТВОЮ косметику). В общем, самый большой прикол насчет работы в моей жизни! Она, как я теперь вижу, очень хотела поднять авторитет собственной студии, чтобы девочки верили, что такие вложения не зря. Студия грохнулась за пару месяцев, интересно, она вернула хоть кому-то 2000 евро...

Žádné komentáře:

Okomentovat