pátek 7. října 2016

Культура гостевания



Уже несколько моих подруг оказалось в весьма затруднительном финансовом положении после того, как к ним приезжают частые гости. Прага - запредельно популярный среди русскоязычных туристов город. Мы все, русскоязычные иммигранты, в буквальном смысле страдаем от наплыва знакомых, бывших коллег и одноклассников, которые хотят жить у нас месяцами...бесплатно.

Когда я поняла, что ситуация именно такая, и пережила на себе волну жаждущих пожить у меня в моей тогда еще квартире-студии, где была совмещена кухня со спальней размером 20 метром квадратных, мы сразу серьезно поговорили с Лешей и по пальцам назвали тех людей, которые у нас без вопросов могут остановиться когда-угодно. К тому моменту эти люди даже не просили у нас этого. Мы просто выделили самых близких друзей и решили для себя, что наша дверь для них всегда открыта несмотря на тесноту нашей квартиры и неудобства, которые с этим будут сопряжены. Много было отказов и несколько обид, но мы блюли свою договоренность. Когда же приезжали мои друзья, я даже не дала им возможности искать отель, хотя они порывались, говоря, что жить у нас некрасиво. Я их уломала. Моя ближайшая подруга мне оставили деньги "за проживание". Я чуть с ней не дралась, засовывала ей деньги даже в носки, но она сказала - хоть за еду, не обсуждается.

Я по жизни умею говорить "нет", но далеко не все люди такие. Некоторые мои знакомые становятся просто заложниками своих квартир, а точнее своих знакомых, покушающихся на их квартиры. В Прагу приезжают миллионы туристов. Речь тут идет не о том, что у вас поживет кто-то недельку раз в год,  а о том, что у вас каждую неделю живут разные люди, порой по 20 человек, не шучу. И из них лишь каждый сотый предлагает деньги..

Одна моя знакомая семья выплатила весной долг по горячей воде размером в 38000 крон, это 1400 евро. Другая семья за один месяц заплатила 16000 только за воду, потому что их гостья принимала ванну каждый день.

Опустим саму культуру и перейдем непосредственно к цифрам. Коммунальные платежи в Европе - это роскошь. Некоторые европейцы, что победнее, зимой не включают отопление. Ну, например, потому что час отопления при некоторых его типах стоит около 10 евро (Чехия) при нагревании помещения, при поддержании температуры - меньше. В Англии при их холодах половина жителей квартир не включает отопление. Горячая вода и отопление - это гигантские бюджеты. Мы, все, кто живет в Чехии, очень хорошо думаем, принять ли очередную ванну. Если подача воды удаленная - то ванна стоит 10 евро. 20 ванн в месяц зимой - не так и много, а это 200 евро только за горячую воду. Помимо этого еще надо оплатить отопление и воду холодную. А еще ремонт всех этих труб хотя бы иногда. Даже зажиточные люди в Праге радуют себя ванной раз в неделю. Для отепления придуманы хитроумные системы  с кучей датчиков и особыми режимами дешевого и дорогого электричества. Мы все привыкли к этому. В рамках средних заработков на разумный подход к отоплению и воде у нас хватает. Но для нас то, что посудомойка набирает за цикл все-го 7 литров - это спасение, в то время как в том же Минске на это никто не смотрит. Зубы там чистят, не закрывая воду, под душем стоят по часу, не выключая воду. В Чехии мы принимаем душ особым образом - без воды намыливаешься,  быстро ополаскиваешься, потом включаешь воду у намыливаешь голову, потом ополаскиваешь. Если зимой хочешь погреться, еще 3-10 евро утекло за пару минут. У меня автономное отопление и вода в новой квартире - спасибо моему мужу. Мы платим меньше всех, у кого это дело удаленное. Но мы все равно очень бережем ресурсы - это по-прежнему дорого. 

Эта система не понятна людям из СНГ. Приезжая к своим знакомым, даже после предупреждения что необходимо экономить, люди не умеют это делать и греются в ванной по 20 человек каждый день. Наверное сложно в это поверить, но некоторые знакомые платили в первый год жизни в Чехии по несколько тысяч евро за долги по воде и отоплению. Открывали окна, например, при включенном отоплении. Этому не научиться за 2 дня. Хозяин квартиры, у которого вы живете, должен вам все это объяснить. Страшного в этом ничего нет, мы привыкли и живем комфортно, просто нужно уметь пользоваться этим. Услуги у нас качественные. Отопление по-настоящему греют, а водопроводную воду пьют здесь без фильтра - она кристально чиста.

Вот так и приезжают гости, которые нажигают миллионы киловат электричества, выливают сотни тысяч литров воды и топят с открытыми окнами, а потом люди со своих денег покрывают долги в тысячи евро. Вы знаете, моя подружка плакала, когда ей выставили этот счет...

Хотелось бы все-таки обратиться к гостям, которые останавливаются у знакомых в Европе. Тут цены другие. Мои знакомые в Минске переживали, когда им за ремонт подъезда сказали доплатить 6$, здесь мы столько платим за ваш один душ.

Во-первых, ну, пожалуйста, имейте совесть проситься только к близким людям. Некоторые люди просто не умеют говорить нет. Мне пытались подселить сестру бывшей коллеги моей приятельницы. Это просто несерьезно. Таких сестер через двадцатое колено миллион. Вы же должны понимать, что человек должен у себя дома чувствовать себя комфортно и отдыхать. А то посели, накорми, еще и Прагу днями показывай. Моей подруге приятельница закатила истерику, что та в ее приезд не взяла отпуск, чтобы водить ее по городу. Она даже не понимает, что таких гостей у нее по 4 семьи в месяц. Так это надо вообще не работать, а только водить людей - Прагу показывать. Еще несколько друзей жаловалась, что гости выжимают тысячи крон на рестораны. Они едут в отпуск, это понятно - они готовы тратиться, но для принимающей стороны продолжается обычная повседневная рутина. Гости не хотят есть дома, им хочется пробовать каждый день новый ресторан и они зовут местных за их же счет. Причем в очень дорогие люксовые  рестораны, в которые рядовой человек не ходит просто так. А лишь по праздникам. И если ты отказываешься от похода, начинают стыдить тебя, что ты живешь в Чехии, а ресторан не можешь себе позволить.  Да, таких как ты, у человека десятки за год. Если с каждым из них днями только гулять и ходить по ресторанам, то можно почки продать и все равно не иметь на такой образ жизни.

во-вторых, пожалуйста, экономьте ресурсы в Европе. Рядовая пражская семья платит около 250 евро коммунальных платежей в месяц, если вы приедете огромной толпой и все будете там мыться и греться, эта сумма взлетает до тысячи. Для большинства пражан это серьезные деньги. Сами чехи в таких случаях подают в суд. Здесь очень развита система судов и даже соседи и родственники с улыбкой до ушей все решают через суд, чтобы не разводить бытовые скандалы.

Недавно муж моей подруги среди ночи выставил компанию их друзей. Мало того, что лили воду сотнями литров после нескольких просьб остановиться, приходили паяные и обкуренные каждый вечер и дебоширили на весь дом. Он сказал, дружба дружбой, а свиньями быть не надо и выпер их всей честной компанией, И правильно.

Однажды, когда я еще вела сайт о веганстве, мне написал в контакт совершенно незнакомый молодой мужчина, который сказал "ооо, вы живете в Чехии, а я туда еду. Можете мне устроить вписку?". Я подумала, что он о прописке, и написала, что я живу в арендованной квартире и хозяин даже моих родственников не прописывает. Он ответил: "Нет - вписка, это пожить несколько дней". Я посмеялась и написала ему с сарказмом: "у меня одна кровать, между мной и мужем ляжете?". А он спокойно ответил: "да, мне не привыкать. Вы меня почти не заметите, я дням буду гулять, а ночью буду спокойно спать". Я долго смеялась, а потом познакомилась с девочкой, которая пускает домой всех, кто ей напишет. Она спала на одном диване с пятью мужиками из разных стран, потому что они все к ней попросились:) Я спросила, делает ли она это хотя бы через сайт гаучсерфинга, но он ответила - нет. И сказала, что это особый образ жизни, при котором она знакомится с десятками новых людей и ей так очень нравится. Ну ок, просто это не мой случай:)

Žádné komentáře:

Okomentovat